Сделать стартовой Добавить в избранное Русский Русский English English На главную   Карта сайта   Написать письмо
 

 



Поиск по сайту

 


20 лет назад мы начали заниматься ЗСД. Тогда над нами смеялись

«20 лет назад мы начали заниматься ЗСД. Тогда над нами смеялись»

23/12/2016

Чего город хочет об области и область от города? Где пройдет вторая кольцевая? Можно ли ограничить въезд областным автомобилям? Где нам нужны пляжи, а где кампусы? Об этом «Городу 812» рассказал директор – главный градостроитель НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий БАКЕЙ.

– Все теперь говорят о петербургской агломерации. Вы этой агломерацией как занимаетесь? 
– Для нас, для города, основная задача – договориться о правилах игры в зоне стыка двух субъектов. Там очевидная проблема: мы видим, что на границах города возникают гигантские районы, не подключенные к транспортной схеме Петербурга. Там практически нет рабочих мест. Города в мире, как правило, переходят в малоэтажные предместья. А у нас все наоборот: предместья вдруг стали больше, выше и плотнее, чем сам город. Извращенное градостроительство такое. Псевдоградостроительство. И все понимают, что с этим надо что-то делать.

Вторая проблема – это лесопарковая зона вокруг города. Нам надо леса сохранить. Город должен быть окружен лесами, а не высотками. Для нас принципиально, чтобы эти земли не осваивались.

– Уверен, что пригородные земли уже все распроданы.
– Во-первых, не все. Во-вторых, слово «распродано» ни о чем не говорит. И в городе большая часть территорий находится в собственности у кого-то. Ну и что! Для того  мы и делаем генеральный план и правила застройки, чтобы  собственник не делал то, что он считает нужным, а делал то, что нужно городу.

Кроме того, на территории Ленинградской области размещен ряд городских объектов – полигон «Красный Бор», мусороперерабатывающий завод в Янине. И нам нужны дополнительные территории для твердых бытовых отходов, потому что в границах Петербурга их складировать негде.
Вот об этом идет речь в ходе совместных заседаний представителей Петербурга и области. Но надо понимать, что есть колоссальная разница в государственном устройстве Петербурга  и Ленинградской области. Мы – город федерального значения, у нас все решения принимаются городским правительством, а муниципальные образования не имеют отношения к градостроительной деятельности. В Ленинградской области – трехуровневое устройство, есть региональное правительство, есть администрации районов, есть самоуправление поселений. И как раз муниципальные советы поселений утверждают проекты планировок и генпланы городов. А губернатор области – только схему территориального планирования. Было бы, наверное, гораздо проще, если бы у нас совпадали системы управления. Но это не так. Приходится учитывать.

– Какие вопросы самые острые?
– Приоритет вопросам единого понимания транспортной системы агломерации. Мы пытаемся выстроить маршрутную сеть, которая связывала бы  новые районы области с десятками тысяч населения с центром Петербурга.

Мысль очень простая на самом деле. Мы готовы принимать пассажиропоток из новых районов в области на общественном транспорте. Но мы не готовы принимать автомобильный поток.

Мы рассматриваем возможность выхода линий метрополитена на территорию области. И выхода туда трамвайных линий – мы сейчас пытаемся возродить трамвайное движение. Все города мира через это проходят: сначала старательно убивают трамваи, потом идет осознание, что без трамвая плохо, и он возрождается, но с другим качеством подвижного состава и другими трассами.

– Если вы не хотите, чтобы в Петербург въезжали на автомобилях, значит, и дорог новых строить не собираетесь. 
– Не так. Это значит, что мы должны четко договориться о точках входа из области в город. Договорились –  вот здесь будет путепровод. И всё, больше не будет. Значит, вы у себя в области выстраиваете структуру, которая ориентирована на этот путепровод в том виде, в котором мы его сегодня закладываем. И мы у себя внутри города тоже на это ориентируемся.

– Какие самые сложные участки – Девяткино–Мурино?
– Нет. Больше всего обсуждается Новосаратовка, это район южнее Кудрова. Мы хотим туда запустить из города и трамвай и метро.

– А городу в этом какая выгода? 
– Город заинтересован в строительстве нового депо для метрополитена. Под это нужна большая территория. Но для того чтобы это строительство профинансировал бюджет города Санкт-Петербурга (а он готов в этом участвовать), земельный участок должен быть передан от области городу – это требование бюджетного кодекса. Деньги города могут быть потрачены только на территории города.

– Если мы строим новую станцию метро, то провоцируем новую жилую застройку.
– Во-первых, это регулировать надо градостроительной документацией. Ведь кто строит – не область, это те же самые девелоперы, которые работают и в городе. Идет нормальное такое зарабатывание денег. Построили, продали, а дальше – ваши проблемы. С этим уже борются областные власти. Во-вторых, эту станцию метро первым делом превращаем в транспортный пересадочный узел, чтобы оптимизировать подвозку людей.

– В общем, надо  точки входа и въезда упорядочить – и все будет в агломерации хорошо. Так?
– Не так. Есть еще тема второго кольца – КАД-2. У нас есть свои предложения по его трассе. Второе кольцо целиком будет проходить по территории Ленинградской области, поэтому мы тут не вправе что-то диктовать. Но мы настоятельно предлагаем свой маршрут прохождения второго кольца.

Вот когда мы трассировали нынешнюю КАД, нас упрекали, что мы сделали какую-то внутригородскую скоростную магистраль. Так это на самом деле так. Мы именно ее и делали. Мы делали это в интересах города. И КАД с этой ролью справляется. Есть, конечно, вопросы с пропускной способностью на востоке, но это потому, что там изначально внесли ряд удешевлений.

– Где вы хотите, чтобы прошло второе кольцо?
– Есть два предложения. Не наше предложение – сделать второе кольцо по нынешней бетонке, это довольно далеко от Петербурга. И наше предложение – сделать его ближе к городу. Чтобы это второе кольцо перехватывало потоки, которые идут по вылетным магистралям, и перераспределяло их, скажем, с Киевского шоссе на Мурманское без захода в город.

А эта бетонка, она чуть ли не на 100 километров длиннее нашего варианта. Но это деньги, и, наверное, можно понять лоббистов, которые ее отстаивали в свое время:   лишних 100 километров при стоимости строительства одного километра в пять миллиардов – это ощутимо, и плюс обслуживание…

– А для области какая  выгода от вашей короткой трассы?
– Для области прямая выгода – это связь, например, между Гатчиной и Всеволожском. Это будет выгодно и нам и им. Получим интегрированный эффект. 
Вот запустили сейчас ЗСД, и разгрузилась часть мостов и часть КАД. А мы именно так и планировали. Мы же моделировали транспортные потоки, смотрели, как ЗСД  повлияет на трафик на мостах. И выходило, что с пуском диаметра трафик на всех мостах от залива до Литейного уменьшается. А дальше практически уже не влияет. То же самое и со второй кольцевой – надо смотреть, как перераспределятся потоки.

– Когда эта КАД-2 может появиться – еще при нашей жизни?
– Я не могу ответить. Мы вот 20 лет назад начали заниматься Западным скоростным диаметром. Тогда над нами смеялись, как над городскими сумасшедшими. А мы не давали гаражи ставить в зоне ЗСД, рынки всякие не пускали, не визировали. И вот прошло двадцать лет – и ЗСД есть.

А с КАД-2 – нам чем раньше, тем лучше. Но надо понимать, что такого уровня проект не делается без участия федерации. Есть разные  группы интересантов, одним нравится, другим нет – и по разным причинам. Но из плюсов – сегодня это уже спокойно обсуждается и в ряде документов вторая кольцевая фигурирует.

А когда она появится? Когда потери транспортного узла Санкт-Петербурга будут уже так ощутимы, что все поймут: надо что-то делать. В тот момент все и произойдет. Это может случиться и через пять лет. А может и не произойти вовсе – это же от экономической ситуации зависит. Это зависит от объемов перевалки порта. Вот у нас есть аванпорт Бронка, и он как раз выходит на это второе кольцо в нашей версии. И если Бронка заработает на полную мощность, а второй кольцевой не будет, все грузы  потащат опять по КАДу. И КАД встанет.

– Про город давайте поговорим. Все говорят: город должен быть полицентричным. Вы-то это учитываете или не даете полицентричности ходу? 
– В этих мантрах про полицентричность, которые многие произносят, есть недопонимание. Город и так полицентричен по сути своей. В Генплане 1966 года, на мой взгляд, более точная формулировка была – что не полицентричность надо создавать, а систему развития общегородского центра. Нам говорят о какой-то мифической полицентричности: давайте  в районе Горской сделаем новый центр и в районе Шлиссельбурга. И в Красном Селе, вот как будет здорово! На самом деле это маниловщина, потому что никакой центр не формируется на щелчок руки, из-за того, что кто-то этого захотел. Вот строится  сегодня «Лахта-центр» – и тут неизбежно развитие прилегающей территории. Или вот у нас есть «серый пояс» – тут мы хотим видеть смешанную застройку: жилье плюс рабочие места плюс сады. Губернатор хочет, чтобы было много зеленых насаждений. Декларирована  пропорция – 30-30-40. Вот 40% территории будьте добры обеспечьте зелеными насаждениями.

– Отправкой СПбГУ полным составом в Горскую вы занимались?
– Мы инициативно смотрели на Горскую. И потенциально поняли, что там большой кампус можно развернуть. Хотя мне кажется, что перебазирование большого университета в пригород или в область – это странно. Часть университетских людей просто туда не поедет. И, как правило, не едут те, кто составляет содержание организации. Можно, конечно, говорить о какой-то супертехнологии, которая нас выведет в прорыв. Но потом обычно выясняется, что в прорыв-то мы пошли, но те, ради кого мы шли в этот прорыв, почему-то оказались не с нами. Это очень тонкий вопрос. Тем более что уже был один опыт – со строительством площадки ЛГУ в Петергофе. И этот опыт  кончился очень печально. Кстати, мы в свое время просчитывали возможность вернуть всех гуманитариев университета на Васильевский остров. Со строительством новых зданий для университета в устье Смоленки. Мысль была, и не такая дурная. Но нереализованная.

– А вот интересные идеи прозвучали из комитета по экономическому развитию Смольного: про тоннель под Кронверкским проспектом и пляжи на намыве Васильевского острова.
– Про тоннель под Кронверкским проспектом и про парковку под зоопарком – ничего не знаю, по крайней мере, в стенах этого здания такой концепт не рождался. А вот про намыв некой зоны с пляжами и новыми общественными пространствами мы говорили. Но это надо считать – сколько будет стоить намыть эти пространства. Может, это будет стоит столько, что легче все население один раз отправить отдохнуть в Египет.

– Новый Генеральный план Петербурга будет концептуальным? 
– Он не будет похож на предыдущий. Там будет отображаться много того, чего раньше никогда в нем не отображалось. Потому что федеральное законодательство нам предписывает четко, что там должно быть, и это усугублено кучей подзаконных актов. У нас сейчас требования к Генплану стали сумасшедшие.

– И зачем все это придумали?
– Можно понять законодателя, который пишет правила игры для всей необъятной родины. А на просторах родины 26 тысяч муниципальных образований с разным уровнем профессионального понимания или без всякого уровня. Вот для них всё прописали. Но если в каком-нибудь поселке в планах на 10 лет построить два дома и один сельсовет, то это легко все отобразить и закоординировать. А в Петербурге-то не два дома. То есть мы теряем гибкость. Чем больше у нас законов в части территориального развития, тем более косными мы становимся, не в состоянии реагировать ни на что. Раньше Генплан был действительно гибким универсальным механизмом. Это был документ развития, а сейчас такая вот ситуация складывается.               

Сергей БАЛУЕВ

http://www.online812.ru/2016/12/23/011/

 

Новости

08-06-2017

Завершились вторые депутатские слушания
7 июня 2017 года в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга состоялось пленарное заседание,  в...

Подробнее

02-06-2017

Заседание Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам 1 июня 2017
1 июня 2017 года в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга состоялось заседание Комиссии по городс...

Подробнее

Все новости


   
 

Создание сайта : Codens.ru
Copyright © Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение 
"Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга", 2016